Физико-математический факультет

Тувинского государственного университета

На главную

Организация дистанционного обучения на физико-математическом факультете

02 июня 2020

На физико-математическом факультете прошел семинар по вопросам организации дистанционного обучения. С конца марта 2020 года в связи с пандемией коронавируса в стране все высшие учебные заведения РФ перешли на дистанционную систему обучения. В выигрыше оказались те кафедры, которые не первый год используют эту систему. Благодаря разработанным дистанционным курсам преподавателями ФМФ, а также СФУ, ОмГПУ, КГПУ, ТГУ в какой-то мере наш факультет оказался более, менее подготовленным к организации учебного процесса в дистанционной форме. В докладах заведующих кафедрами М.В. Танзы и А.К. Тарыма были высказаны особенности обучения студентов в дистанционной форме.

Студенты ФМФ обучаются в системе дистанционного обучения Moodle, используя разработанные преподавателями ФМФ дистанционные курсы по различным дисциплинам, таким как «Дискретная математика, модуль «Комбинаторика»», «Дискретная математика, модуль «Булевы алгебры»», «Тригонометрия», «Линейная алгебра», «Дифференциальные уравнения», «Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень)», почти по всем дисциплинам по информатике, избранным дисциплинам по физике.

Как отметила Менги Танзы, к положительным сторонам в такой системе обучения можно отнести следующие параметры:  свободу и гибкость, доступность и мобильность, технологичность и комфортные условия. Однако имеются отрицательные стороны этого процесса: отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий, необходимость постоянного доступа к источникам информации, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий

Заведующая кафедрой информатики отметила, что дистанционное обучение студентов на кафедре информатики, организуется на двух платформах.

  1. Для студентов разработан сайт электронных учебных пособий, созданных преподавателями ФМФ, ЭФ, ИФ  по адресу http://cdo.tuvsu.ru:8080/.  В основном ФМФ. В большинстве пособий имеются лабораторные работы. Также имеется тестовая система, которая позволяет проверять знания студентов, если преподаватель разработал в пособии тест.

Для студентов 2 курса ФИИТ Далаа С.М. разработан лабораторный практикум по дисциплинам «Основы HTML и CSS», «Языки программирования», а для студентов 3 курса – по дисциплине «Компьютерные сети». Этот практикум позволяет удаленно заниматься при наличии собственного компьютера.

Практикум проходит экспериментальную проверку в этом семестре первый раз.

Студенты выходят на сервер по адресу: http://cdo.tuvsu.ru:8080/dsm/. Там они находят лабораторные работы и выполняют там же на сервере. Результаты выполнения лабораторных работ сохраняются там же сервере на сайте, который они создают с помощью свободно распространяемой программы Joomla (она напоминает программу Moodle).

Преподаватель заходит в журнал группы (например, 2 курса: http://cdo.tuvsu.ru:8080/dsm/index.php/fiit-2-kurs/zhurnal) и чтобы проверить, что сделал студент, делает щелчок мышкой по фамилии студента в списке. И на сайте студента смотрит, какую лабораторную работу он сделал.

2. На платформе СДО Moodle с использованием дистанционных курсов. Теоретический материал, в котором представлен элементом «Лекция», презентациями, гиперссылками на электронные ресурсы Интернета. Студент последовательно знакомится с содержанием лекций по модулям, при возникновении непонятных вопросов у него есть возможность обратиться в «Форум», который используется как для  общения с однокурсниками, так и для общения с преподавателем. Контрольно-измерительные материалы дистанционных курса состоят из тестов,  лабораторных работ, элементов «Задание» и вопросов к зачету и экзамену. Необходимым условием успешного освоения дисциплины студентами является последовательное прохождение всех контрольных мероприятий каждого из модулей.

Участники семинара после обсуждения пришли к выводу – опыт использования дистанционного курса показал, что меняется  организация всего процесса обучения. Во – первых, это касается роли преподавателя, который выступает в качестве тьютора. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса. Во – вторых, происходит развитие информационной компетентности будущего специалиста, так как  предоставляется возможность работы с новейшими технологиями представления и обработки информации, в том числе видео-аудио технологиями.